|
АДВЕНТИСТЫ И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
Приведенный выше материал,
касающийся участия адвентистов седьмого дня в Первой мировой войне, очевидно,
способен вызвать закономерное удивление и определенные вопросы как у членов
Церкви христиан адвентистов седьмого дня, так и у прочих читателей, знакомых
с основами вероучения АСД.
Для того, чтобы дать возможность каждому посетителю сайта разобраться в
данном вопросе, приводим здесь следующий материал. Отношения
"Церковь-государство", в том числе история отношения к воинской
обязанности, рассмотрены здесь в широком историческом и Библейском контексте.
Цитируется
по книге А.Парасея и Н. Жукалюка "Бедная, бросаемая бурею. Исторические
очерки к 110-летнему юбилею церкви АСД в Украине". Киев, "Джерело
життя", 1997
Пятый всесоюзный съезд адвентистов состоялся
16-23 августа 1924 г. в Москве, в Третьем Доме Советов. На нем
присутствовало 85 делегатов от шести союзов (унионов) и 24 объединений
(конференций) и полей, представлявших 480 общин и 11500 членов Церкви. На
этом съезде Украину представляли 23 делегата во главе с И.Львовым. Съезд
совпал с 40-летием Церкви АСД в России и 50-летием Церкви АСД в Европе.
Руководящими братьями на период съезда были избраны Г.Лебсак, И.Львов,
Г.Цират, а секретарями В.Дымань и В.Тарасовский.
Делегаты выразили благодарность Господу за Его защиту. Бог сохранил Свой
народ в единстве учения и организации. Всем общинам и работникам
предлагалось сосредоточить свое внимание на исследовании Священного Писания
и пропаганде христианского образа жизни. Следует подчеркнуть, что
неграмотность рассматривалась как препятствие для духовного и гражданского
развития, а потому подлежала ликвидации. Предлагалось организовать
миссионерские кружки для поднятия уровня духовной жизни и общей культуры
верующих. Было предложено также распределить субботние собрания таким образом,
чтобы каждая первая суббота месяца посвящалась делу милосердия и помощи
нуждающимся, вторая суббота - миссионерской работе, третья - жизни общины,
четвертая и пятая - всеобщей евангелизации. Соответственно должны были
распределяться и пожертвования. В отдельном постановлении было выражено
решение делегатов совместно сотрудничать во время стихийных бедствий
(землетрясений, ураганов, наводнений, голода). Напоминалось также об обязанностях
всех членов быть верными Божьим обетованиям (Мал.3:7-10), чтобы в
Доме Божьем была пища и великое евангельское дело распространялось
беспрепятственно по всему миру. ВСАСД поручалось открыть библейские курсы
для подготовки церковных работников, позаботиться об издании журналов и
периодической литературы на языках народов СССР, а Библии и песенники
заказать за границей. В постановлении подчеркивалась необходимость
организации юношеских собраний для достигших 18-летнего возраста и не
вступивших в брак членов Церкви. Также было решено вести борьбу против
алкоголизма, табакокурения и других вредных для здоровья привычек. Совету
поручалось основывать санатории, лечебные заведения, фабрики для
производства продуктов питания, другие общественно полезные учреждения.
(Глава "Период трудностей и испытаний.
Начало советского периода", с. 38-39)
...За
кажущимся благополучием, внешним единством взглядов и целей на V
Всероссийском съезде скрывались подспудные противоречия, вызванные тем, что
Церковь, фактически, уже несколько лет была отлучена от всемирной
организации.
Внимательное изучение документов последних трех съездов раскрывает
постепенное осложнение внутрицерковных взаимоотношений - из-за различных
мнений при решении трудных вопросов, которые ставила жизнь, политики
атеистического государства и т.п. Здесь все были равны, и мнение каждого
воспринималось другими с известной долей сомнения. Даже согласие большинства
для отдельных личностей не всегда принималось беспрекословно, в особенности,
когда время и жизнь открывали их ошибочность. И в этом трудно кого-либо
винить.
Однако были случаи, когда в церковное учение вносились заведомо ложные
теории, и это вызывало озабоченность, тем более, что в советское время не
всегда можно было предпринять решительные действия для искоренения ереси.
Вот почему в резолюции V съезда появился 13-й пункт, предостерегающий от
проникновения в Церковь лжеучения.
С другой стороны, Декларация этого съезда об отношении к государственной
власти СССР, хотя в принципе и не противоречила адвентистскому учению,
возбудила недовольство, нездоровое брожение в среде некоторых служителей и
членов Церкви. Тем более, что этот документ был навязан съезду
правительственным органом, ведающим религиозными вопросами и стремившемся
все религии приспособить к существующему режиму...
Коммунистические власти, не удовлетворившись декларацией V съезда,
продолжали оказывать давление на церковную организацию с тем, чтобы был
сделан следующий, более опасный шаг. Им это удалось. На VI, оказавшимся последним, съезде, проходившем в
Москве 12-19 мая 1928 г., делегаты приняли крайне ошибочное решение
относительно воинской повинности, что способствовало дальнейшему разделению
в Церкви. Последствия того решения ощущаются до сих пор.
В последующих разделах книги мы еще вернемся
к этому вопросу, и желающие знать подробности ошибочного решения и того,
как в этом деле была поставлена последняя точка, смогут удовлетворить свое
законное любопытство; здесь же отметим непреложную истину, проверенную
печальным опытом Церкви: отступление от библейских
принципов ничем и никогда не может быть оправдано и не предотвратит беды.
На VI съезде была изменена и организационная структура Церкви -
единственно возможная при советском строе, взявшем курс на ликвидацию
религии. Съезды - высший орган управления Церкви - были запрещены. Власти
согласились на Всесоюзный Совет адвентистов седьмого дня (ВСАСД), состоящий
из 5 чел. Президиума и 11 руководящих проповедников, составлявших Пленум
(расширенный Совет). Даже неискушенному человеку нетрудно в этих названиях
увидеть атрибутику государственного руководства тех времен (президиум,
совет, пленум и т.п.). Тем не менее в том или ином виде ВСАСД просуществовал
до 1960 г.
(Глава "Скорбное время
сталинских репрессий. Вмешательство государства в дела церкви", с. 42-45)
...Заканчивая главу о 110-летнем
пути Церкви к дивизионной организации, необходимо вспомнить об одном, на наш
взгляд, очень важном решении дивизионного Совета от 18-19 мая 1995 г...
Официальные заявления, принятые дивизионным руководством по этим
проблемам, снимают позорное пятно, брошенное на Церковь
АСД в Советском Союзе решением VI Всероссийского съезда (1928 г.), принятым по
настоянию властей того времени. Из-за этого были потеряны многие
искренние члены Церкви, ушедшие в реформизм. До сих пор в связи с
государственной политикой воинствующего атеизма Церковь не имела возможности
открыто выразить свое несогласие с решением VI съезда, в особенности с §14
принятой резолюции. Теперь этот "пролом" заделан - Церковь
публично признала сделанную предшественниками ошибку, и ее заявление
является для современников и останется для потомков очень важным документом.
Ниже приводим полный текст обоих заявлений.
ЗАЯВЛЕНИЕ
ОБ ОТНОШЕНИИ К ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
Историческая и принципиальная позиция всемирной Церкви адвентистов
седьмого дня по вопросу о воинской повинности основана на учении Священного
Писания.
Мы исходим из следующих положений:
В Ветхом Завете Церковь отождествлялась с теократическим государством. В
Новом Завете функции Церкви и государства разделены, поэтому нельзя
механически переносить ветхозаветные принципы священных войн эпохи
израильской теократии на современную христианскую Церковь.
В функции государства входит защита граждан от нападений извне и от
насильников и грабителей изнутри - это его неотъемлемое право и обязанность.
Церковь же занимается духовным просвещением людей и приведением их ко спасению.
Согласно учению Иисуса Христа, Его Царство не от мира сего (Матф. 18:36), также
и Церковь Его не от мира сего (Иоан 17:16). Однако она оставлена в
мире сем для совершения порученного ей служения. Священное Писание (Быт.9:6;
Исаия 33:1; Матф.26:52; Откр. 13:10) определенно осуждает насилие
и кровопролитие. В то же время оно учит, что христиане всегда должны быть
лояльными к своему правительству, насколько это не противоречит Слову Божьему
(Римл. 13:1-7; 1Петр.2:13; Матф.22:21; Деян.5:29). На основании вышеизложенного,
позиция Церкви АСД по вопросу о воинской повинности следующая:
1. Как в мирное, так и в военное время мы уклоняемся от участия в актах
насилия и кровопролития.
2. Мы не рекомендуем нашим членам идти на добровольную военную службу или
быть наемниками по контрактам.
3. В случае обязательной воинской повинности мы должны заявить о своих
религиозных принципах и искать возможность альтернативной службы.
4. Советуем молодым людям, которым предстоит воинская служба,
приобретать медицинские специальности, чтобы иметь возможность проходить
службу в медицинских частях.
5. Молодых людей, находящихся на действительной воинской службе, мы
поощряем к сохранению их духовной жизни с Богом, к молитве и соблюдению Его
Заповедей.
Мы уверены, что наши молодые люди находятся под Божьим руководством, и в
любых ситуациях они могут рассчитывать на Его защиту и опору.
ЗАЯВЛЕНИЕ
ОБ ОТНОШЕНИИ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ И ЭКУМЕНИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ
Церковь остатка в мире, но не
от мира сего. В своем соприкосновении с внешним миром Церковь Божья на
протяжении веков, осуществляя данное ей Богом поручение, должна была
проповедовать спасительную весть и выражать свое отношение к этому миру по
многим вопросам. Не в последнюю очередь это были вопросы взаимоотношения с
государством и взаимоотношения с другими конфессиями. Церковь адвентистов
седьмого дня как Церковь остатка народа Божия всех веков должна была в особо
сложных обстоятельствах последнего времени находить на эти вопросы такие
ответы, которые были бы в согласии с ее миссией и могли бы иметь одобрение
Неба.
Вспоминая о том, как на эти вопросы искала ответы Церковь адвентистов
седьмого дня в России или в бывшем Советском Союзе, мы должны открыто и
прямо сказать, что эти ответы давались ей нелегко. В поисках трудных
решений своей задачи Церковь не избежала ошибок. Говоря об этом, мы
вспоминаем, как наши духовные предшественники в своем стремлении провозглашать
Трехангельскую весть на территории всей страны наталкивались на трудности,
которые постоянно испытывали их доверие к Богу. Суровое испытание веры выпало
на долю наших отцов и дедов в начале 20-х годов, когда советская власть стала
вести открытую борьбу с религией и ее носителями. Руководители Церкви тех лет
- Г.И.Лебсак, И.А.Львов и другие столкнулись с агрессивностью атеистического
государства по многим вопросам, включая и такой, как несение воинской службы
членами этой Церкви. Они знали о печальном опыте адвентистов в Германии,
где во время Первой мировой войны перед руководителями Церкви АСД встал со
всей остротой вопрос о несении воинской службы членами Церкви. Руководители
адвентистов Германии, не имея возможности и времени собрать съезд своей
церкви и пригласить представителей всемирного центра АСД (Генеральной Конференции),
приняли необдуманное, противоречащее учению этой Церкви решение, которое
привело к тяжелым последствиям для адвентистов Европы и России. Чтобы не
допустить повторения подобного в Советском Союзе, руководство Церкви АСД на
территории этой страны попыталось решить данный вопрос на съезде Церкви в
1924 г.
Возможно, что помимо вышеупомянутой цели V Всероссийского
съезда, собравшегося в те дни в Москве, руководство Церкви испытывало
необходимость прояснить свою позицию в отношении органов власти и в более
широком смысле. Написанная ими на имя правительства декларация отражала
попытку заверить государственные органы власти в своей лояльности. Вместе с
тем, в декларации говорилось и об отношении к воинской службе в следующих
словах: "Вероучение адвентистов седьмого дня чутко относится к свободе
совести своих членов, поэтому не оставляет за собою права предписывать им
поступать так или иначе по сему вопросу, и каждый член, руководствуясь своим
убеждением, лично сам отвечает за свое отношение к воинской службе, и съезд
не препятствует таким членам нести строевую службу, если их совесть им это
позволяет". Чтобы понять это решение, важно вспомнить о существовании в
то время так называемого "ленинского декрета", освобождавшего от
воинской службы по религиозным убеждениям. Этот принятый 4 января 1919 г.
декрет был отменен два года спустя после упомянутого съезда Церкви АСД, а
именно 2 августа 1926 г. Вспоминая теперь об этом решении, мы должны
признать, что оно в общем отражало позицию всемирной Церкви по проблеме
воинской службы.
Адвентисты свою позицию по вопросу об участии в воинской службе
определили в самом начале своей истории.
Еще в 1864 г. одним из первых заявлений Генеральной Конференции АСД было
ее обращение к американским властям, в котором адвентисты приветствовали
решение американского Конгресса об освобождении от ношения оружия тех, кому
этого не позволяла совесть. Такое же заявление было сделано и
Североамериканским отделением всемирной Церкви 18 апреля 1917 г.: "Мы
просим о том, чтобы наши религиозные убеждения были признаны властями и чтобы
мы призывались служить своей стране только на такую службу, неся которую, мы
не были бы поставлены перед необходимостью нарушать Закон Божий, выраженный
в десяти заповедях, изъясненных Христом в Его учении и воплощенных в Его
жизни".
По мере распространения учения Церкви по всему миру подобные заявления
делались и в других странах. В Европе после Первой мировой войны возникла
необходимость обсудить позицию нашей Церкви по вопросу о несении воинской
службы. Это было сделано на совещании Европейского отделения всемирной
Церкви, проходившем 2 января 1923 г. в Гланде (Швейцария). С некоторыми
сокращениями приводим принятое там заявление: "Мы признаем, что земные
власти поставлены Богом для обеспечения порядка, справедливости и спокойствия
в своих странах; что в исполнении законных функций такие власти должны
пользоваться поддержкой граждан. Мы считаем справедливым уплату налогов, пошлины
и проявление почтения к земным властям, как призывает нас к тому Новый Завет.
Мы почитаем содержащийся в десяти заповедях Закон Божий, изъясненный
Христом в Его учении и воплощенный в Его жизни. По этой причине мы соблюдаем
седьмой день - субботу - как священное время; мы воздерживаемся от светской
работы в этот день, но охотно участвуем в делах милосердия для облегчения
страданий и для возвышения человечества; во время мира и войны мы уклоняемся
от участия в актах насилия и кровопролития. Мы предоставляем каждому члену
нашей Церкви полную свободу служить своей стране во всякое время и на всяком
месте в соответствии с тем, как ему велит голос его личной совести" (Энциклопедия
Церкви Адвентистов седьмого дня. Т. 10. С. 978-979).
Решение V Всероссийского съезда в 1924 г., хотя и отражало
позицию всемирной Церкви, вызвало определенное недовольство у некоторой
части членов и служителей нашей Церкви в стране. Кое-кто, не разобравшись в
этих вопросах, поторопился открыто выразить протест против тогдашнего
руководства церковной организацией. Некоторые даже поспешили выйти из рядов
Церкви, создали собственную церковную организацию. Положение усугубилось
тем, что под нажимом властей церковное руководство в нашей стране на так
называемом VI Всероссийском съезде (1928 г.) приняло декларацию, действительно глубоко ошибочную.
В этой декларации заявлялось уже о том, что "адвентисты будут нести
любую гражданскую и воинскую службу во всех ее формах в соответствии с
Основным Законом, который обязаны исполнять все граждане". В этой
декларации говорилось о том, что "всякого, кто будет учить иначе и
побуждать к уклонению от несения государственных повинностей, съезд
рассматривает как лжеучителя, идущего против учения Священного Писания,
отделяющегося от единства Церкви Божьей и ставящего себя вне организации
адвентистов седьмого дня".
Это заявление решительно противоречило той позиции, которую всемирная
Церковь занимала со дня своего образования. Из бюллетеней, опубликованных
всемирной Церковью АСД, известно, что президент Генеральной Конференции
А.Г.Даниельс после событий Первой мировой войны заявил руководителям Церкви в
Германии: "После тщательного
исследования мы единодушно пришли к следующему решению: как Церковь мы верим
в принцип неучастия в кровопролитии и принимаем его". При этом он
добавил: "Мы, однако, должны позволить каждому члену Церкви следовать
своей совести и решать для себя, какую позицию он будет занимать по
отношению к властям. Мы не исключили ни одного из наших членов, имевших иные
взгляды по этому вопросу, и не относились к ним как к нехристианам" (Der
Adventbote. 1928. nq 7).
Из вышеприведенного так же, как из многих других источников, следует, что
всемирная Церковь признала решение VI Всероссийского съезда
адвентистов неверным, противоречащим учению Слова Божия, как его понимает
наша Церковь. Да и сам этот "съезд", проведенный под нажимом
властей, без должного представительства делегатов от местных общин и
вышестоящей церковной организации, не может считаться законным, а его
решения - имеющими силу. Это, между прочим, нашло свое отражение и в книге
"Адвентисты в России", написанной бывшим вице-президентом
Генеральной Конференции Альфом Лоне. Церковное руководство в нашей стране до
недавнего времени не имело возможности открыто выразить свое несогласие с
решением VI съезда адвентистов в нашей стране. Однако в 1989 г. нами было
сделано заявление о нашем непризнании § 14 декларации съезда 1928 г., и оно
было (хотя и в урезанной форме из-за существовавшей еще в то время цензуры)
опубликовано в церковной газете "Слово примирения" (1989. №17).
Мы скорбим о дорогих душах, которые были смущены неверным решением наших
братьев в то трудное время. Нам известно также, что руководители Церкви того
времени с большой скорбью вспоминали о проявленной ими слабости. Со слов
Марии Лебсак, жены покойного Г.ИЛебсака, в то время руководившего Церковью,
нам известно, что он, арестованный в 1934 г. и скончавшийся в тюрьме в 1938
г., глубоко раскаивался в том, что, по недостатку доверия к Богу, поступил
неверно в тот печальной памяти 1928 год. И перед своей смертью в разговоре
с посетившей его в тюрьме женой он заверил ее, что умирает примиренный с
Богом. Нас радует то, что всемирная Церковь адвентистов седьмого дня сохранила
неизменной свою позицию по данному вопросу. Как следует из заявления Церкви,
опубликованного в журнале "Liberty" в сентябре-октябре 1985 г.,
"христиане всегда должны быть лояльны к своему правительству... Но когда
требование правительства находится в противоречии с тем, к чему призывает нас
Бог, мы должны повиноваться Богу, чего бы это ни стоило... Адвентистская Церковь
рекомендует молодым людям, которые призываются в армию, идти в те части,
которые не участвуют в кровопролитии. Но Церковь также признает право личной
совести, а потому адвентист, носящий оружие, признается ее равноправным
членом".
Положение о праве каждого члена Церкви в трудных обстоятельствах
поступать в соответствии со своей совестью и убеждениями не всеми одинаково
понимается и принимается. Однако адвентистская Церковь от начала своего
существования не была оставлена без света и в этом вопросе. Исследование
Священного Писания и откровение, данное Господом свыше по этому и другим
подобным вопросам, нашло выражение в словах вестницы Господа: "В вопросах совести человек должен быть свободным.
Никто не должен властвовать над разумом другого. Никто не должен решать за
другого или определять чьи-то обязанности. Бог дал каждой душе свободу мыслить
и следовать собственным убеждениям. Каждый из нас даст за себя отчет Богу.
Никто не имеет права подавлять личность другого человека. Во всех
принципиальных вопросах "всякий поступай по удостоверению своего
ума" (Римл.14:12). В Царстве Христа нет насилия, нет принуждения в
действиях" (Э.Уайт. "Христос - надежда
мира". С.394).
Церкви остатка приходится также определять свое отношение к такому
широко распространенному в религиозном мире явлению, как экуменизм. Этот
вопрос стал для нас особенно актуальным. Одно из официальных заявлений по
данному вопросу, сделанное Ф.Д.Николем, редактором адвентистской газеты
"Review and Gerald", мы приводим ниже: "Мы искренно соглашаемся с руководителями всемирного
Совета в том, что бесчисленные разделения в христианстве являются трагедией.
Следовательно, мы должны согласиться с тем, что похвально стремление к
устранению этих разделений и достижению единства. В этом мы можем согласиться
с их рассуждениями.
Мы сомневаемся в мудрости методов, которые
они используют для достижения единства. По их мнению, если различные
религиозные организации в той или иной степени согласуют свои формы правления
и доктрины, то они смогут быть объединены между собой. Мы считаем, что истинное
единство возможно только на основе библейской истины и что всякое иное
единство является обманом... Истинная Церковь Божья в мире должна отличаться
прежде всего и главным образом своей преданностью открытой воле Божьей, как
она изложена в Священном Писании" ("Review
and Gerald". 1954. 23 сентября.).
"И сегодня Адвентисты седьмого дня
понимают, что их Церкви дана особая весть миру для этого поколения - весть о
скором личном и видимом возвращении Христа на землю в силе и славе для
установления Его всемирного Царства правды. Они также считают, что в конце
концов искренние христиане повсюду признают значимость этой вести и Церкви
АСД как Божьей Церкви остатка. Адвентисты приветствуют общение с христианами
других деноминации, но считают, что весть, которая им доверена, должна быть
возвещена всему миру и что возвещение этой вести несовместимо с членством во
Всемирном Совете Церквей. Более того, убежденные в том, что эта весть должна
пройти по всему миру, они не могут принять предписания совершать
миссионерское служение на каких-то ограниченных территориях. Осознавая свою
всемирную миссию, они не видят возможным
для себя членство в национальном или Всемирном советах церквей. Однако
адвентисты стремятся трудиться в общении с другими христианами во всем том,
что не приводит к компромиссам в понимании их миссии как народа"
("Энциклопедия адвентистов седьмого дня". Т. 10. С.411-412).
История Церкви остатка имеет много славных страниц. Господь
действительно вызвал это движение и ведет его к триумфу в исполнении
порученной ему миссии по всей земле. Однако до самого конца эта Церковь будет
оставаться борющейся Церковью, а следовательно - не избавлена от слабостей и
неверных действий ее отдельных членов и служителей. Смотря на путь, пройденный
нашими предшественниками, на их опыты, победы и ошибки, мы учимся
осторожности и вместе с тем снисходительности и любви. С большим сожалением
мы думаем о печальных последствиях неправильных решений, принятых нашими
братьями в 1928 г. Однако утешаемся мыслью, что в добром духе сегодня могут
быть решены те старые проблемы, которые некогда вызвали смущение и разрыв с
Церковью некоторых дорогих душ. Сегодня на основании вышеизложенных
библейских истин мы можем быть примирены с ними самым сердечным образом. Об
этом продолжаем молиться и в это искренно верим. Да благословит Господь Свою
Церковь духом единства и да соделает ее сильной в деле провозглашения
последней вести к этому миру!
(Глава
"Становление дивизионной организации. Церковь исправляет ошибки",
с.162-171)
|