ТРЕТЬЯ ОБЩИНА ХРИСТИАН

АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ

г. Хмельницкий, Украина

НАЗАД

 

АДВЕНТИСТЫ И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Приведенный выше материал, касающийся участия адвентистов седьмого дня в Первой мировой войне, очевидно, способен вызвать закономерное удивление и определенные вопросы как у членов Церкви христиан адвентистов седьмого дня, так и у прочих читателей, знакомых с основами вероучения АСД.

Для того, чтобы дать возможность каждому посетителю сайта разобраться в данном вопросе, приводим здесь следующий материал. Отношения "Церковь-государство", в том числе история отношения к воинской обязанности, рассмотрены здесь в широком историческом и Библейском контексте.

Цитируется по книге А.Парасея и Н. Жукалюка "Бедная, бросаемая бурею. Исторические очерки к 110-летнему юбилею церкви АСД в Украине". Киев, "Джерело життя", 1997

Пятый всесоюзный съезд адвентистов состоялся 16-23 августа 1924 г. в Москве, в Третьем Доме Советов. На нем присутствовало 85 делегатов от шести союзов (унионов) и 24 объединений (конференций) и полей, предс­тавлявших 480 общин и 11500 членов Церкви. На этом съезде Украину представляли 23 делегата во главе с И.Львовым. Съезд совпал с 40-летием Церкви АСД в России и 50-летием Церкви АСД в Европе. Руководя­щими братьями на период съезда были избраны Г.Лебсак, И.Львов, Г.Цират, а секретарями В.Дымань и В.Тарасовский.

Делегаты выразили благодарность Господу за Его за­щиту. Бог сохранил Свой народ в единстве учения и ор­ганизации. Всем общинам и работникам предлагалось сос­редоточить свое внимание на исследовании Священного Писания и пропаганде христианского образа жизни. Сле­дует подчеркнуть, что неграмотность рассматривалась как препятствие для духовного и гражданского развития, а потому подлежала ликвидации. Предлагалось организо­вать миссионерские кружки для поднятия уровня духов­ной жизни и общей культуры верующих. Было предло­жено также распределить субботние собрания таким об­разом, чтобы каждая первая суббота месяца посвящалась делу милосердия и помощи нуждающимся, вторая суб­бота - миссионерской работе, третья - жизни общины, четвертая и пятая - всеобщей евангелизации. Соответс­твенно должны были распределяться и пожертвования. В отдельном постановлении было выражено решение де­легатов совместно сотрудничать во время стихийных бед­ствий (землетрясений, ураганов, наводнений, голода). На­поминалось также об обязанностях всех членов быть вер­ными Божьим обетованиям (Мал.3:7-10), чтобы в Доме Божьем была пища и великое евангельское дело распрос­транялось беспрепятственно по всему миру. ВСАСД по­ручалось открыть библейские курсы для подготовки цер­ковных работников, позаботиться об издании журналов и периодической литературы на языках народов СССР, а Библии и песенники заказать за границей. В постанов­лении подчеркивалась необходимость организации юно­шеских собраний для достигших 18-летнего возраста и не вступивших в брак членов Церкви. Также было реше­но вести борьбу против алкоголизма, табакокурения и других вредных для здоровья привычек. Совету поруча­лось основывать санатории, лечебные заведения, фабри­ки для производства продуктов питания, другие общест­венно полезные учреждения.

(Глава "Период трудностей и испытаний. Начало советского периода", с. 38-39)

...За кажущимся благополучием, внешним единством взглядов и целей на V Всероссийском съезде скрывались подспудные противоречия, вызванные тем, что Церковь, фактически, уже несколько лет была отлучена от все­мирной организации.

Внимательное изучение документов последних трех съездов раскрывает постепенное осложнение внутрицерковных взаимоотношений - из-за различных мнений при решении трудных вопросов, которые ставила жизнь, по­литики атеистического государства и т.п. Здесь все были равны, и мнение каждого воспринималось другими с из­вестной долей сомнения. Даже согласие большинства для отдельных личностей не всегда принималось беспрекос­ловно, в особенности, когда время и жизнь открывали их ошибочность. И в этом трудно кого-либо винить.

Однако были случаи, когда в церковное учение вно­сились заведомо ложные теории, и это вызывало озабо­ченность, тем более, что в советское время не всегда мож­но было предпринять решительные действия для иско­ренения ереси. Вот почему в резолюции V съезда поя­вился 13-й пункт, предостерегающий от проникновения в Церковь лжеучения.

С другой стороны, Декларация этого съезда об отно­шении к государственной власти СССР, хотя в принци­пе и не противоречила адвентистскому учению, возбудила недовольство, нездоровое брожение в среде некото­рых служителей и членов Церкви. Тем более, что этот документ был навязан съезду правительственным орга­ном, ведающим религиозными вопросами и стремивше­мся все религии приспособить к существующему режиму...

Коммунистические власти, не удовлетворившись декларацией V съезда, продолжали оказывать давление на церковную организацию с тем, чтобы был сделан сле­дующий, более опасный шаг. Им это удалось. На VI, оказавшимся последним, съезде, проходившем в Москве 12-19 мая 1928 г., делегаты приняли крайне ошибочное решение относительно воинской повинности, что спо­собствовало дальнейшему разделению в Церкви. Послед­ствия того решения ощущаются до сих пор.

В последующих разделах книги мы еще вернемся к этому вопросу, и желающие знать подробности ошибоч­ного решения и того, как в этом деле была поставлена последняя точка, смогут удовлетворить свое законное лю­бопытство; здесь же отметим непреложную истину, про­веренную печальным опытом Церкви: отступление от биб­лейских принципов ничем и никогда не может быть оправ­дано и не предотвратит беды.

На VI съезде была изменена и организационная струк­тура Церкви - единственно возможная при советском строе, взявшем курс на ликвидацию религии. Съезды - высший орган управления Церкви - были запрещены. Власти согласились на Всесоюзный Совет адвентистов седьмого дня (ВСАСД), состоящий из 5 чел. Президиума и 11 руководящих проповедников, составлявших Пле­нум (расширенный Совет). Даже неискушенному чело­веку нетрудно в этих названиях увидеть атрибутику госу­дарственного руководства тех времен (президиум, совет, пленум и т.п.). Тем не менее в том или ином виде ВСАСД просуществовал до 1960 г.

(Глава "Скорбное время сталинских репрессий. Вмешательство государства в дела церкви", с. 42-45)

...Заканчивая главу о 110-летнем пути Церкви к диви­зионной организации, необходимо вспомнить об одном, на наш взгляд, очень важном решении дивизионного Со­вета от 18-19 мая 1995 г...

Официальные заявления, принятые дивизионным ру­ководством по этим проблемам, снимают позорное пят­но, брошенное на Церковь АСД в Советском Союзе ре­шением VI Всероссийского съезда (1928 г.), принятым по настоянию властей того времени. Из-за этого были потеряны многие искренние члены Церкви, ушедшие в реформизм. До сих пор в связи с государственной поли­тикой воинствующего атеизма Церковь не имела возмож­ности открыто выразить свое несогласие с решением VI съезда, в особенности с §14 принятой резолюции. Те­перь этот "пролом" заделан - Церковь публично при­знала сделанную предшественниками ошибку, и ее заяв­ление является для современников и останется для по­томков очень важным документом. Ниже приводим пол­ный текст обоих заявлений.

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИИ К ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Историческая и принципиальная позиция всемирной Церкви адвентистов седьмого дня по вопросу о воинской повинности основана на учении Священного Писания.

Мы исходим из следующих положений:

В Ветхом Завете Церковь отождествлялась с теокра­тическим государством. В Новом Завете функции Церк­ви и государства разделены, поэтому нельзя механичес­ки переносить ветхозаветные принципы священных войн эпохи израильской теократии на современную христи­анскую Церковь.

В функции государства входит защита граждан от на­падений извне и от насильников и грабителей изнутри - это его неотъемлемое право и обязанность.

Церковь же занимается духовным просвещением лю­дей и приведением их ко спасению. Согласно учению Иисуса Христа, Его Царство не от мира сего (Матф. 18:36), также и Церковь Его не от мира сего (Иоан 17:16). Одна­ко она оставлена в мире сем для совершения порученно­го ей служения. Священное Писание (Быт.9:6; Исаия 33:1; Матф.26:52; Откр. 13:10) определенно осуждает насилие и кровопролитие. В то же время оно учит, что христиане всегда должны быть лояльными к своему правительству, насколько это не противоречит Слову Божьему (Римл. 13:1-7; 1Петр.2:13; Матф.22:21; Деян.5:29). На основании вы­шеизложенного, позиция Церкви АСД по вопросу о во­инской повинности следующая:

1. Как в мирное, так и в военное время мы уклоняемся от участия в актах насилия и кровопролития.

2. Мы не рекомендуем нашим членам идти на добро­вольную военную службу или быть наемниками по контрактам.

3. В случае обязательной воинской повинности мы дол­жны заявить о своих религиозных принципах и ис­кать возможность альтернативной службы.

4. Советуем молодым людям, которым предстоит воин­ская служба, приобретать медицинские специальнос­ти, чтобы иметь возможность проходить службу в ме­дицинских частях.

5. Молодых людей, находящихся на действительной во­инской службе, мы поощряем к сохранению их ду­ховной жизни с Богом, к молитве и соблюдению Его Заповедей.

Мы уверены, что наши молодые люди находятся под Божьим руководством, и в любых ситуациях они могут рассчитывать на Его защиту и опору.

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИИ К ГОСУДАРСТВЕН­НЫМ И ЭКУМЕНИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ

Церковь остатка в мире, но не от мира сего. В своем соприкосновении с внешним миром Церковь Божья на протяжении веков, осуществляя данное ей Бо­гом поручение, должна была проповедовать спасительную весть и выражать свое отношение к этому миру по многим вопросам. Не в последнюю очередь это были вопросы вза­имоотношения с государством и взаимоотношения с дру­гими конфессиями. Церковь адвентистов седьмого дня как Церковь остатка народа Божия всех веков должна была в особо сложных обстоятельствах последнего времени нахо­дить на эти вопросы такие ответы, которые были бы в согласии с ее миссией и могли бы иметь одобрение Неба.

Вспоминая о том, как на эти вопросы искала ответы Церковь адвентистов седьмого дня в России или в быв­шем Советском Союзе, мы должны открыто и прямо ска­зать, что эти ответы давались ей нелегко. В поисках труд­ных решений своей задачи Церковь не избежала оши­бок. Говоря об этом, мы вспоминаем, как наши духов­ные предшественники в своем стремлении провозгла­шать Трехангельскую весть на территории всей страны наталкивались на трудности, которые постоянно испы­тывали их доверие к Богу. Суровое испытание веры вы­пало на долю наших отцов и дедов в начале 20-х годов, когда советская власть стала вести открытую борьбу с религией и ее носителями. Руководители Церкви тех лет - Г.И.Лебсак, И.А.Львов и другие столкнулись с агрес­сивностью атеистического государства по многим вопро­сам, включая и такой, как несение воинской службы чле­нами этой Церкви. Они знали о печальном опыте адвен­тистов в Германии, где во время Первой мировой войны перед руководителями Церкви АСД встал со всей остро­той вопрос о несении воинской службы членами Церкви. Руководители адвентистов Германии, не имея возможности и времени собрать съезд своей церкви и пригласить пред­ставителей всемирного центра АСД (Генеральной Конфе­ренции), приняли необдуманное, противоречащее учению этой Церкви решение, которое привело к тяжелым по­следствиям для адвентистов Европы и России. Чтобы не допустить повторения подобного в Советском Союзе, ру­ководство Церкви АСД на территории этой страны попы­талось решить данный вопрос на съезде Церкви в 1924 г.

Возможно, что помимо вышеупомянутой цели V Все­российского съезда, собравшегося в те дни в Москве, руководство Церкви испытывало необходимость прояс­нить свою позицию в отношении органов власти и в бо­лее широком смысле. Написанная ими на имя правительства декларация отражала попытку заверить государ­ственные органы власти в своей лояльности. Вместе с тем, в декларации говорилось и об отношении к воин­ской службе в следующих словах: "Вероучение адвентис­тов седьмого дня чутко относится к свободе совести сво­их членов, поэтому не оставляет за собою права предпи­сывать им поступать так или иначе по сему вопросу, и каждый член, руководствуясь своим убеждением, лично сам отвечает за свое отношение к воинской службе, и съезд не препятствует таким членам нести строевую служ­бу, если их совесть им это позволяет". Чтобы понять это решение, важно вспомнить о существовании в то время так называемого "ленинского декрета", освобождавшего от воинской службы по религиозным убеждениям. Этот принятый 4 января 1919 г. декрет был отменен два года спустя после упомянутого съезда Церкви АСД, а именно 2 августа 1926 г. Вспоминая теперь об этом решении, мы должны признать, что оно в общем отражало позицию всемирной Церкви по проблеме воинской службы.

Адвентисты свою позицию по вопросу об участии в во­инской службе определили в самом начале своей истории.

Еще в 1864 г. одним из первых заявлений Генеральной Конференции АСД было ее обращение к американским властям, в котором адвентисты приветствовали решение американского Конгресса об освобождении от ношения оружия тех, кому этого не позволяла совесть. Такое же заявление было сделано и Североамериканским отделе­нием всемирной Церкви 18 апреля 1917 г.: "Мы просим о том, чтобы наши религиозные убеждения были признаны властями и чтобы мы призывались служить своей стране только на такую службу, неся которую, мы не были бы поставлены перед необходимостью нарушать Закон Бо­жий, выраженный в десяти заповедях, изъясненных Хрис­том в Его учении и воплощенных в Его жизни".

По мере распространения учения Церкви по всему миру подобные заявления делались и в других странах. В Европе после Первой мировой войны возникла необхо­димость обсудить позицию нашей Церкви по вопросу о несении воинской службы. Это было сделано на сове­щании Европейского отделения всемирной Церкви, про­ходившем 2 января 1923 г. в Гланде (Швейцария). С не­которыми сокращениями приводим принятое там заяв­ление: "Мы признаем, что земные власти поставлены Бо­гом для обеспечения порядка, справедливости и спокой­ствия в своих странах; что в исполнении законных фун­кций такие власти должны пользоваться поддержкой граждан. Мы считаем справедливым уплату налогов, пош­лины и проявление почтения к земным властям, как при­зывает нас к тому Новый Завет.

Мы почитаем содержащийся в десяти заповедях За­кон Божий, изъясненный Христом в Его учении и воп­лощенный в Его жизни. По этой причине мы соблюдаем седьмой день - субботу - как священное время; мы воздерживаемся от светской работы в этот день, но охотно участвуем в делах милосердия для облегчения страданий и для возвышения человечества; во время мира и войны мы уклоняемся от участия в актах насилия и кровопро­лития. Мы предоставляем каждому члену нашей Церкви полную свободу служить своей стране во всякое время и на всяком месте в соответствии с тем, как ему велит го­лос его личной совести" (Энциклопедия Церкви Адвентис­тов седьмого дня. Т. 10. С. 978-979).

Решение V Всероссийского съезда в 1924 г., хотя и от­ражало позицию всемирной Церкви, вызвало определен­ное недовольство у некоторой части членов и служителей нашей Церкви в стране. Кое-кто, не разобравшись в этих вопросах, поторопился открыто выразить протест против тогдашнего руководства церковной организацией. Неко­торые даже поспешили выйти из рядов Церкви, создали собственную церковную организацию. Положение усугу­билось тем, что под нажимом властей церковное руковод­ство в нашей стране на так называемом VI Всероссийском съезде (1928 г.) приняло декларацию, действительно глубо­ко ошибочную. В этой декларации заявлялось уже о том, что "адвентисты будут нести любую гражданскую и воин­скую службу во всех ее формах в соответствии с Основным Законом, который обязаны исполнять все граждане". В этой декларации говорилось о том, что "всякого, кто будет учить иначе и побуждать к уклонению от несения государственных повинностей, съезд рассматривает как лжеучителя, идущего против учения Священного Писа­ния, отделяющегося от единства Церкви Божьей и ставя­щего себя вне организации адвентистов седьмого дня".

Это заявление решительно противоречило той пози­ции, которую всемирная Церковь занимала со дня свое­го образования. Из бюллетеней, опубликованных всемир­ной Церковью АСД, известно, что президент Генераль­ной Конференции А.Г.Даниельс после событий Первой мировой войны заявил руководителям Церкви в Герма­нии: "После тщательного исследования мы единодушно пришли к следующему решению: как Церковь мы верим в принцип неучастия в кровопролитии и принимаем его". При этом он добавил: "Мы, однако, должны позволить каждо­му члену Церкви следовать своей совести и решать для се­бя, какую позицию он будет занимать по отношению к влас­тям. Мы не исключили ни одного из наших членов, имевших иные взгляды по этому вопросу, и не относились к ним как к нехристианам" (Der Adventbote. 1928. nq 7).

Из вышеприведенного так же, как из многих других источников, следует, что всемирная Церковь признала ре­шение VI Всероссийского съезда адвентистов неверным, противоречащим учению Слова Божия, как его понимает наша Церковь. Да и сам этот "съезд", проведенный под нажимом властей, без должного представительства деле­гатов от местных общин и вышестоящей церковной орга­низации, не может считаться законным, а его решения - имеющими силу. Это, между прочим, нашло свое отраже­ние и в книге "Адвентисты в России", написанной быв­шим вице-президентом Генеральной Конференции Альфом Лоне. Церковное руководство в нашей стране до не­давнего времени не имело возможности открыто выразить свое несогласие с решением VI съезда адвентистов в на­шей стране. Однако в 1989 г. нами было сделано заявле­ние о нашем непризнании § 14 декларации съезда 1928 г., и оно было (хотя и в урезанной форме из-за существовав­шей еще в то время цензуры) опубликовано в церковной газете "Слово примирения" (1989. №17).

Мы скорбим о дорогих душах, которые были смуще­ны неверным решением наших братьев в то трудное вре­мя. Нам известно также, что руководители Церкви того времени с большой скорбью вспоминали о проявленной ими слабости. Со слов Марии Лебсак, жены покойного Г.ИЛебсака, в то время руководившего Церковью, нам известно, что он, арестованный в 1934 г. и скончавший­ся в тюрьме в 1938 г., глубоко раскаивался в том, что, по недостатку доверия к Богу, поступил неверно в тот пе­чальной памяти 1928 год. И перед своей смертью в раз­говоре с посетившей его в тюрьме женой он заверил ее, что умирает примиренный с Богом. Нас радует то, что всемирная Церковь адвентистов седьмого дня сохранила неизменной свою позицию по данному вопросу. Как сле­дует из заявления Церкви, опубликованного в журнале "Liberty" в сентябре-октябре 1985 г., "христиане всегда должны быть лояльны к своему правительству... Но ког­да требование правительства находится в противоречии с тем, к чему призывает нас Бог, мы должны повино­ваться Богу, чего бы это ни стоило... Адвентистская Цер­ковь рекомендует молодым людям, которые призывают­ся в армию, идти в те части, которые не участвуют в кровопролитии. Но Церковь также признает право лич­ной совести, а потому адвентист, носящий оружие, при­знается ее равноправным членом".

Положение о праве каждого члена Церкви в трудных обстоятельствах поступать в соответствии со своей со­вестью и убеждениями не всеми одинаково понимается и принимается. Однако адвентистская Церковь от нача­ла своего существования не была оставлена без света и в этом вопросе. Исследование Священного Писания и от­кровение, данное Господом свыше по этому и другим подобным вопросам, нашло выражение в словах вест­ницы Господа: "В вопросах совести человек должен быть свободным. Никто не должен властвовать над разумом другого. Никто не должен решать за другого или определять чьи-то обязанности. Бог дал каждой душе свободу мыс­лить и следовать собственным убеждениям. Каждый из нас даст за себя отчет Богу. Никто не имеет права по­давлять личность другого человека. Во всех принципиаль­ных вопросах "всякий поступай по удостоверению своего ума" (Римл.14:12). В Царстве Христа нет насилия, нет принуждения в действиях" (Э.Уайт. "Христос - надежда мира". С.394).

Церкви остатка приходится также определять свое от­ношение к такому широко распространенному в религи­озном мире явлению, как экуменизм. Этот вопрос стал для нас особенно актуальным. Одно из официальных за­явлений по данному вопросу, сделанное Ф.Д.Николем, редактором адвентистской газеты "Review and Gerald", мы приводим ниже: "Мы искренно соглашаемся с руково­дителями всемирного Совета в том, что бесчисленные раз­деления в христианстве являются трагедией. Следовательно, мы должны согласиться с тем, что похвально стремление к устранению этих разделений и достижению единства. В этом мы можем согласиться с их рассуждениями.

Мы сомневаемся в мудрости методов, которые они ис­пользуют для достижения единства. По их мнению, если различные религиозные организации в той или иной степени согласуют свои формы правления и доктрины, то они смо­гут быть объединены между собой. Мы считаем, что ис­тинное единство возможно только на основе библейской истины и что всякое иное единство является обманом... Истинная Церковь Божья в мире должна отличаться преж­де всего и главным образом своей преданностью открытой воле Божьей, как она изложена в Священном Писании" ("Review and Gerald". 1954. 23 сентября.).

"И сегодня Адвентисты седьмого дня понимают, что их Церкви дана особая весть миру для этого поколения - весть о скором личном и видимом возвращении Христа на землю в силе и славе для установления Его всемирного Царства прав­ды. Они также считают, что в конце концов искренние хрис­тиане повсюду признают значимость этой вести и Церкви АСД как Божьей Церкви остатка. Адвентисты приветст­вуют общение с христианами других деноминации, но счита­ют, что весть, которая им доверена, должна быть возвеще­на всему миру и что возвещение этой вести несовместимо с членством во Всемирном Совете Церквей. Более того, убеж­денные в том, что эта весть должна пройти по всему миру, они не могут принять предписания совершать миссионерское служение на каких-то ограниченных территориях. Осозна­вая свою всемирную миссию, они не видят возможным для себя членство в национальном или Всемирном советах церк­вей. Однако адвентисты стремятся трудиться в общении с другими христианами во всем том, что не приводит к ком­промиссам в понимании их миссии как народа" ("Энциклопе­дия адвентистов седьмого дня". Т. 10. С.411-412).

История Церкви остатка имеет много славных стра­ниц. Господь действительно вызвал это движение и ве­дет его к триумфу в исполнении порученной ему миссии по всей земле. Однако до самого конца эта Церковь бу­дет оставаться борющейся Церковью, а следовательно - не избавлена от слабостей и неверных действий ее от­дельных членов и служителей. Смотря на путь, пройден­ный нашими предшественниками, на их опыты, победы и ошибки, мы учимся осторожности и вместе с тем сни­сходительности и любви. С большим сожалением мы ду­маем о печальных последствиях неправильных решений, принятых нашими братьями в 1928 г. Однако утешаемся мыслью, что в добром духе сегодня могут быть решены те старые проблемы, которые некогда вызвали смуще­ние и разрыв с Церковью некоторых дорогих душ. Се­годня на основании вышеизложенных библейских истин мы можем быть примирены с ними самым сердечным образом. Об этом продолжаем молиться и в это искрен­но верим. Да благословит Господь Свою Церковь духом единства и да соделает ее сильной в деле провозглаше­ния последней вести к этому миру!

(Глава "Становление дивизионной организации. Церковь исправляет ошибки", с.162-171)

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

НАЗАД К РАЗДЕЛУ

Hosted by uCoz